База знаний

Как развивать ребенка в 3 месяца. Список развивающих занятий

До года Развивашки
малыш лежит на животике
На четвертом месяце интенсивно развивается эмоциональная сфера ребенка: четвертый месяц – время появления первого смеха и первых слез.

Занятия для коммуникативного и речевого развития ребенка

Продолжайте эмоционально петь и разговаривать с ребенком. Рассказывайте стихи и сказки на разные голоса.
Подберите крупные фотографии, на которых изображены лица людей, испытывающих разные эмоции. Называйте ребенку эмоции: грусть, радость, страх…
Пойте колыбельные, танцуйте с малышом на руках под быструю или медленную ритмичную музыку, это невероятно полезно. Когда поете ему, старайтесь, чтобы ребенок видел ваше лицо и рот (то, как вы артикулируете). Старайтесь передать ритм музыки через свое тело, когда держите ребенка на руках: если медленная музыка, кружитесь и покачивайтесь в такт. Если быстрая – подпрыгивайте и веселитесь. Улыбка остается, как и в предыдущем месяце, основным проявлением удовлетворения и счастья. Она становится проявлением любви ко всем, кто проявляет заботу и внимание к малышу.
Поиграйте в «Козу рогатую», понарошку пугайте ребенка и щекочите двумя пальцами, изображая рога козы:
Идет коза рогатая! Идет коза богатая!
Кто каши не ест, молока не пьет –
Забодает, забодает, забодает!
Поиграйте в прятки. Возьмите пеленку или цветной платок, встаньте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Закройте лицо платком, а потом выгляните из-за него, приговаривая: «Где же мама? Вот я!» Затем закройте лицо ребенка и удивитесь: «Где же малыш?» Сдерните платок: «Да вот же он!». Такие игры помогают ребенку в формировании представлений о целостности предметов.
На четвертом месяце гуление становится более длительным, певучим. Иногда ребенок громко смеется. Смотрит в лицо, отвечает улыбкой на улыбку. Не пропускайте моментов общения, старайтесь поддерживать желание ребенка общаться, отвечайте ему. Гримасничайте, фыркайте, пойте песенки и разговаривайте с ним.
Чтение должно стать вашим ежедневным ритуалом.
Во время общения и чтения вы должны поглаживать, обнимать, прикасаться к своему ребенку. Это очень важный принцип, который только внешне не имеет отношения к развитию речи, на самом деле, в таком возрасте, он является основополагающим. Дети лучше усваивают информацию, которая поступает через несколько каналов восприятия: зрительный (глаза), аудиальный (уши), кинестетический (телесный).
Сочетайте с прикосновениями чтение или рассказывание какого-нибудь стихотворения или сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба». Например, при словах «катится колобок…» покатайте что-нибудь по спинке ребенка, или тяните малыша вверх, когда «репку тянем-потянем…», постучите чем-то легонько по ладошке, когда произносите слова «Дед бил-бил, не разбил…».
Ребенок хочет общаться. Он знает свое имя, может эмоционально реагировать на обращенные к нему ласковые слова.
Продолжайте практиковать хвалилки:
Ри-ша-ша, ри-ша-ша,
Моя детка хороша,
В голове умок-разумок,
В ротике говорок,
В ручках прянички,
В ножках яблочки.
Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть лицо матери. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.
Играйте, держа малыша на ручках:
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок, (поглаживайте ребенка)
Ехал Ваня (имя можете подставлять другое), наш дружок (начинайте медленно).
Ехал Ваня, поспешал, (быстрее-быстрее)
С доброго коня упал (бах).
Где упал, там лежит,
Никто к Ване не бежит.
Мы к Ване подбежали,
На коня опять сажали (цокаем, обнимаем, целуем).

Развивайте фонетический и музыкальный слух ребенка.

Привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице и переводите эти звуки в речевые («Слышишь стучат: тук-тук!», «Это птицы поют!»). Очень важно «переводить» звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул – скажите «Апчхи», звякнула посуда – скажите «Дзынь»).
Ребенок прислушивается ко всем звукам, даже негромким, но максимум удовлетворения малыш получает от собственных звуков. Он повторяет «удачную» их комбинацию снова и снова, будто стараясь запомнить собственное вокальное произведение.

Покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты), можно начать с двух, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Учите ребенка слушать: расскажите ему стихотворение, произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую – шепотом:
– Мышонку шепчет мышь:
Ты что шуршишь, не спишь? –
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише.

Обратите внимание малыша на зеркало

Детей начинает интересовать свое отражение в зеркале. Подносите кроху к большому зеркалу, улыбайтесь ему, машите рукой, покажите на себя пальцем и скажите «мама», показывайте на него и называйте его имя, если есть возможность, закрепите небольшое зеркало с безопасными краями в том месте, где ребенок бодрствует. Пусть он заметит себя и понаблюдает за своим отражением.

Развитие тактильного восприятия, упражнения на сенсорику

Ребенку все интересно: он с удовольствием ощупывает свои ручки, ножки, одежду, одеяло, игрушки и лицо взрослого. Старайтесь предложить вещи из разных материалов, разной фактуры и цвета. Начните собирать «сенсорную корзину» (корзина, куда вы будете складывать материалы для развития восприятия вашего малыша: колючие шишки и мягкие помпоны, тканевые мешочки с разным наполнением, яйца от киндер-сюрпризов с разным содержимым, которое гремит совершенно по-разному).

Как играть с малышом в ванной

Во время купания малыш плескается в воде, пытается поймать игрушку. Поиграйте с ним, подталкивая игрушки ближе, например, утенка:
Наши уточки с утра – кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда – га-га-га!
А индюк среди двора - Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху – гру-гру-гру!
Наши курочки в окно –ко-ко-ко!
А как Петя –петушок
Ранним – рано поутру
Нам споет ку-ка-реку!

Двигательное развитие малыша

Когда малыш не спит, он должен много времени проводить на полу (на пеленке или одеяльце), а также в вертикальном положении, чтобы осматривать мир и укреплять спинку.

Сенсорные развивашки для малыша

Сшейте для крохи небольшие мешочки из одной ткани (они могут быть, например, 10 см. х 10 см.). Наполните их разной крупой (манкой, гречкой, фасолью, горохом, травой, ватой и т.д.). Вы можете давать эти чудесные мешочки малышу для тренировки в ощупывании. Кроме развития тактильной чувствительности, вы делаете замечательный массаж рук. Не забывайте вкладывать мешочки то в одну, то в другую руку.
Продолжайте знакомить малыша с разными фруктами и их запахами. Называйте, что вы предлагаете, подносите к носику, давая понюхать. Можно использовать и аромамасла, но будьте осторожны, чтобы не навредить, используйте хорошо вам знакомые и не на очень близком расстоянии.
Не забывайте предлагать малышу для рассматривания различные картинки и игрушки, а также обычные предметы. Объясняйте: «Это часы, это телефон…».
На прогулке не поленитесь, выньте малыша из коляски, покажите и расскажите, что вас окружает, дайте ухватить листочек, погладьте его ручкой по коре дерева и т.п.

Развитие музыкальности

Дайте малышу музыкальный инструмент: бубен или барабанчик, покажите, как по нему можно постучать по нему кулачком или ладошкой. Затем делайте это под музыку.

Положите в ногах малыша мяч с колокольчиком внутри, позвольте ему вдоволь его попинать.

Развитие крупной моторики ребенка

Дайте малышу большие пальцы ваших рук. Плавно разведите ручки ребенка в стороны, а затем скрестите их на груди так, чтобы сверху оказывалась то левая, то правая ручка.

Ребенок лежит на спине, вложите большие пальцы своих рук в его ладони, остальными – слегка придерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, то есть при сгибании одной руки другую разогните – и наоборот, имитируйте движения боксера, слегка поворачивайте его то на один бок, то на другой, избегая однако резких рывков, приговаривайте: «Бокс-бокс».
Сделайте потягушки (прикасайтесь к соответствующим частям тела крохи, тяните за ручки)
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ручки – хватанюшки,
В ножки – топотунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!
Поиграйте с малышом в «топотушки». Малыш лежит на спине. Вы берете его ножки в нижней части голени. Мягко, с легким встряхиванием, выпрямляйте ножку, скользя стопой по столу, затем также другой ножкой. Затем потопайте ножками по столу. То увеличивайте, то уменьшайте темп:
Большие ноги шагали по дороге,
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ. (медленно)
А маленькие ножки бежали по дорожке, Топ-топ, топ-топ. (быстро)

Развиваем мелкую моторику малыша

Сделайте для малыша метелочку из 8-10 связанных посередине шерстяных ниточек. Дайте ее в руки ребенка, слегка намотав нитки на пальчики. Он будет пытаться освободиться от ниток и поймет, что может шевелить каждым пальчиком по отдельности. Разгибайте и загибайте пальчики, делайте круговые движения по ладошке.

Сопровождайте свои действия стишками, например:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
Всем гулять идти пора!»
Если кулачки малыша все еще сильно зажаты, раскрывайте ладошки, постукивая одну об другую и разжимая пальчики:
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли в пяточки.
Ток, тук, ток, тук,
Молоток – хороший друг!

Другие полезные материалы о развитии детей раннего возраста читайте в базе знаний проекта САМА МАМА.

Онлайн занятия и готовые программы развития САМА МАМА для детей раннего возраста здесь.

Made on
Tilda