Во сколько начинать? Чтобы не слишком рано и не слишком поздно.… Как возраст и метод приучения влияет на здоровье и когнитивное развитие малыша? Правда, что мозг ребенка до полутора "не созрел", чтобы контролировать свои потребности? Что говорит наука?
Начну с самого животрепещущего вопроса. Правда, что до 18 месяцев мозг малыша не может осознавать и контролировать естественные потребности организма?
Таких исследований не существует. Да и в принципе исследований на эту тему удивительно мало. Однако есть исследования о том, что, во Вьетнаме, где не принято использовать подгузники, 98% детей к 18 месяцам пользуются туалетом самостоятельно. К 9 месяцам вьетнамские дети способны полностью опорожнять мочевой пузырь. А в Швеции, где отучать от подгузников начинают достаточно поздно, дети могут полностью опорожнить мочевой пузырь только ближе к трем годам.
Поэтому то, что говорят западные исследования о готовности ребенка, на мой взгляд, обусловлено не особенностями «созревания» мозга, а распространенными культурными практиками.
Таких исследований не существует. Да и в принципе исследований на эту тему удивительно мало. Однако есть исследования о том, что, во Вьетнаме, где не принято использовать подгузники, 98% детей к 18 месяцам пользуются туалетом самостоятельно. К 9 месяцам вьетнамские дети способны полностью опорожнять мочевой пузырь. А в Швеции, где отучать от подгузников начинают достаточно поздно, дети могут полностью опорожнить мочевой пузырь только ближе к трем годам.
Поэтому то, что говорят западные исследования о готовности ребенка, на мой взгляд, обусловлено не особенностями «созревания» мозга, а распространенными культурными практиками.
Есть два подхода.
Первый подход – «западный», или "современный". Его выводы основываются на исследованиях по большей части европейских и американских детей, тех, чьи родители могут позволить себе одноразовые подгузники, заняты массой вещей помимо ребенка и привыкли к комфорту. Суть в том, чтобы дождаться максимальной готовности ребенка и быстро (но достаточно поздно) приучить его к горшку. Обучение начинают, когда ребенку исполнится от 18 до 30 месяцев.
Плюсы "западного" подхода:
- У родителей уйдет меньше времени и сил на приучение;
- Не нужно тратить силы на отслеживание потребностей малыша в мочеиспускании и испражнении в младенчестве (мама и без того часто измотана морально и физически в этот период);
- Меньше времени на стирку;
- Можно потратить освободившееся время на прогулки, общение с ребенком на другие содержательные темы, восполнение ресурса мамы.
Второй подход – «традиционный», менее распространенный, но тоже многим знакомый. Говорит о нем наше старшее поколение и поклонники «естественного» материнства. Этот подход распространен в обществах, где подгузники не так доступны или их не принято много и долго использовать. Идея в том, чтобы помочь ребенку максимально рано осознать и научиться контролировать свои потребности.
Плюсы "традиционного" подхода:
- Ваш ребенок раньше научится контролировать свои естественные потребности и вы «снимете с себя» эту проблему;
- Экономия на подгузниках;
- Больше поводов для конструктивного общения с мамой – стимулирует навыки коммуникации, речи;
- Раньше развиваются системы, ответственные за контроль естественных потребностей
Какой подход правильный?
Если рассматривать ситуацию только с точки зрения развития ребенка раннего возраста, в отрыве от ресурса мамы, то кажется более правильным «традиционный» подход. Он стимулирует общение с мамой, в перспективе речь, а также осознание своего тела и навыки самоконтроля. Однако когда мы вспоминаем о маме, у которой часто нет ни желания, ни сил отслеживать с рождения каждый «попис» малыша, то современный подход выглядит более рациональным. Решать родителям. Пока нет подтверждений того, что начало приучения детскому туалету в разумном диапазоне с младенчества и до 32 месяцев влияет на здоровье и когнитивное развитие малыша .
И в том, и в другом случае результат один – здоровый ребенок научится пользоваться туалетом. Поэтому выбирайте тот подход, который вам близок, и все получится!
И в том, и в другом случае результат один – здоровый ребенок научится пользоваться туалетом. Поэтому выбирайте тот подход, который вам близок, и все получится!
Как приучить к горшку, следуя "западному" подходу? А значит, потратив минимум времени...
Согласно западному подходу, дети достигают необходимого уровня физиологического, когнитивного и эмоционального развития, в возрасте от 18 до 30 месяцев.
Исследования показывают, что чем младше ребенок, тем больше времени займет обучение. Дети, которых начали приучать к туалету в возрасте от 18 до 24 месяцев, требуется в среднем от 13 до 14 месяцев. Детям, которых начали учить после 27 месяцев, требуется не более 10 месяцев.
Также исследования показывают, что детям, которые начинают обучение в возрасте старше 32 месяцев, может быть сложнее освоить этот навык.
Мальчики обучаются контролировать свои потребности на 2-3 месяца позже, чем девочки.
Наиболее эффективным и бережным методом признан метод Бразелтона. У него много последователей с разными фишками и лайфхаками. Во всех вы увидите внимание к потребностям и чувствам малыша , постепенность и позитивный настрой. Вы можете выбрать любую из подобных методик, я расскажу об одной вариации.
Исследования показывают, что чем младше ребенок, тем больше времени займет обучение. Дети, которых начали приучать к туалету в возрасте от 18 до 24 месяцев, требуется в среднем от 13 до 14 месяцев. Детям, которых начали учить после 27 месяцев, требуется не более 10 месяцев.
Также исследования показывают, что детям, которые начинают обучение в возрасте старше 32 месяцев, может быть сложнее освоить этот навык.
Мальчики обучаются контролировать свои потребности на 2-3 месяца позже, чем девочки.
Наиболее эффективным и бережным методом признан метод Бразелтона. У него много последователей с разными фишками и лайфхаками. Во всех вы увидите внимание к потребностям и чувствам малыша , постепенность и позитивный настрой. Вы можете выбрать любую из подобных методик, я расскажу об одной вариации.
7 шагов, чтобы научить ребенка пользоваться горшком
1. Подберите слова
Выберите слова для обозначения испражнений вашего ребенка . В коммуникации избегайте негативных слов: «вонючий», «липкий».
2. Подготовьте горшок и место
Купите горшок. Можно выбрать предмет обихода вместе с сыном или дочкой.
Поставьте детский туалет в ванную или для начала туда, где ваш ребенок проводит большую часть времени.
3. Познакомьте с новым предметом обихода
Объясните, что это не игрушка. Рассказать, для чего нужен горшок. Можно высыпать в него содержимое грязного подгузника, чтобы показать его назначение. Предложите ребенку сесть на горшок в одежде. Ребенок должен сидеть устойчиво, ноги должны стоять на полу.
4.Регулярно напоминайте
Можно сажать малыша на детский туалет, снимая памперс. Но быстрее процесс пойдет, если сразу надеть на него трусы.
Сажайте на несколько минут утром и после дневного сна, а также каждые 2 часа.
Мальчика сначала учите писать сидя. Когда он будет какать и писать на горшок, можно учить его писать стоя.
Если ребенок не хочет сидеть, почитайте вместе книгу или поиграйте с игрушкой, пока он сидит. Позвольте ребенку встать, если он хочет сидеть. Лучше не использовать мультики в качестве развлечения в процессе (про вред гаджетов для малышей читайте в отдельной статье, а если кратко – лучше ими не злоупотреблять).
Даже если ваш ребенок просто сидит, похвалите его за попытку — и напомните ребенку, что он может попробовать еще раз позже.
5. Ловите момент!
Когда вы заметите признаки того, что вашему ребенку нужно в туалет - его лицо каменеет, он сидит на корточках или держится за область гениталий - реагируйте быстро. Помогите ребенку привыкнуть к сигналам организма, приостановить процесс и дойти до детского туалета. Чтобы облегчить процесс , одевайте сына или дочку в свободную, легко снимающуюся одежду.
6. Объясните правила гигиены
Научите дочку раздвигать ноги и тщательно вытираться спереди назад , чтобы предотвратить попадание микробов из прямой кишки во влагалище или мочевой пузырь. Убедитесь, что ваш ребенок вымыл руки после туалета.
7. Наберитесь терпения
В случае промахов. А они будут!
Не ругайте, не наказывайте и не стыдите свою кроху. Вы можете сказать: «В этот раз ты намочил штанишки. В следующий раз сделай все правильно".
Помните, что все здоровые дети рано или поздно научатся управляться с туалетом.
Если ваш ребенок сопротивляется использованию горшка или у него не получается использовать его по назначению в течение нескольких недель, сделайте перерыв. Скорее всего , ребенок еще не готов.
Что ночью?
Развитие навыка оставаться сухим ночью и во время дневного сна обычно занимает больше времени. А пока используйте ночью одноразовые тренировочные трусики и непромокаемые наматрасники.
Повторите попытку через месяц или два.
Выберите слова для обозначения испражнений вашего ребенка . В коммуникации избегайте негативных слов: «вонючий», «липкий».
2. Подготовьте горшок и место
Купите горшок. Можно выбрать предмет обихода вместе с сыном или дочкой.
Поставьте детский туалет в ванную или для начала туда, где ваш ребенок проводит большую часть времени.
3. Познакомьте с новым предметом обихода
Объясните, что это не игрушка. Рассказать, для чего нужен горшок. Можно высыпать в него содержимое грязного подгузника, чтобы показать его назначение. Предложите ребенку сесть на горшок в одежде. Ребенок должен сидеть устойчиво, ноги должны стоять на полу.
4.Регулярно напоминайте
Можно сажать малыша на детский туалет, снимая памперс. Но быстрее процесс пойдет, если сразу надеть на него трусы.
Сажайте на несколько минут утром и после дневного сна, а также каждые 2 часа.
Мальчика сначала учите писать сидя. Когда он будет какать и писать на горшок, можно учить его писать стоя.
Если ребенок не хочет сидеть, почитайте вместе книгу или поиграйте с игрушкой, пока он сидит. Позвольте ребенку встать, если он хочет сидеть. Лучше не использовать мультики в качестве развлечения в процессе (про вред гаджетов для малышей читайте в отдельной статье, а если кратко – лучше ими не злоупотреблять).
Даже если ваш ребенок просто сидит, похвалите его за попытку — и напомните ребенку, что он может попробовать еще раз позже.
5. Ловите момент!
Когда вы заметите признаки того, что вашему ребенку нужно в туалет - его лицо каменеет, он сидит на корточках или держится за область гениталий - реагируйте быстро. Помогите ребенку привыкнуть к сигналам организма, приостановить процесс и дойти до детского туалета. Чтобы облегчить процесс , одевайте сына или дочку в свободную, легко снимающуюся одежду.
6. Объясните правила гигиены
Научите дочку раздвигать ноги и тщательно вытираться спереди назад , чтобы предотвратить попадание микробов из прямой кишки во влагалище или мочевой пузырь. Убедитесь, что ваш ребенок вымыл руки после туалета.
7. Наберитесь терпения
В случае промахов. А они будут!
Не ругайте, не наказывайте и не стыдите свою кроху. Вы можете сказать: «В этот раз ты намочил штанишки. В следующий раз сделай все правильно".
Помните, что все здоровые дети рано или поздно научатся управляться с туалетом.
Если ваш ребенок сопротивляется использованию горшка или у него не получается использовать его по назначению в течение нескольких недель, сделайте перерыв. Скорее всего , ребенок еще не готов.
Что ночью?
Развитие навыка оставаться сухим ночью и во время дневного сна обычно занимает больше времени. А пока используйте ночью одноразовые тренировочные трусики и непромокаемые наматрасники.
Повторите попытку через месяц или два.
Каким должен быть первый горшок?
- Устойчивый, лучше с нескользящим покрытием снизу
- Со спинкой
- С вынимающейся чашей, которую легко мыть
- Не музыкальный, так как кроха может испугаться музыки. А еще музыка может вызвать неправильные ассоциации.
Как приучать «к горшку » с младенчества и максимально рано? Или «традиционный» метод высаживания.
Выражение к « горшку » я здесь намеренно поставила в кавычках, так как никто не будет сажать на него новорожденного малыша. Тем не менее, приучение может начинаться с самого рождения. У нас это обычно называется высаживанием.
Описание того, как это может происходить, я возьму из исследования вьетнамских матерей и их детей. Они начинают высаживать малышей с рождения, к 9 месяцам «промахов», с маминой помощью, почти нет, а к 18 месяцам многие дети уже почти самостоятельны в туалетных делах. К двум годам все дети пользуются туалетом полностью сами.
Описание того, как это может происходить, я возьму из исследования вьетнамских матерей и их детей. Они начинают высаживать малышей с рождения, к 9 месяцам «промахов», с маминой помощью, почти нет, а к 18 месяцам многие дети уже почти самостоятельны в туалетных делах. К двум годам все дети пользуются туалетом полностью сами.
Как приучить ребенка к горшку на примере вьетнамских матерей?
Новорожденные:
Матери учатся считывать признаки того, что ребенок хочет «в туалет». Это жесты, выражение лица. Они замечают, что малыши часто плачут и дергают ножками перед тем, как помочиться, а после выглядят расслабленными и счастливыми. По традиции, и чтобы стимулировать малыша пописать (еще до начала процесса и во время), мамы издают свистящий звук. Матери держат их над горшком или в саду. В этом возрасте далеко не всегда процесс заканчивается успехом.
К 3 месяцам:
Матери лучше понимают потребности детей. Но все равно процесс высаживания часто заканчивается неудачей. Матерям сложно определить потребности малыша, если он одет. Поэтому в плохую погоду дела идет хуже. Многие мамы надевают памперсы на сон.
К 6 месяцам:
Мамы чувствуют, что ребенок понимает, что от него хотят, и процесс в большинстве случаев дело заканчивается успехом. Успех зависит от того, насколько занята мама – если мама вовремя не напомнит про то, что нужно пописать, то малыш пописает, куда хочет и когда хочет. В этом возрасте мамам также сложно точно угадать потребности ребенка, если он одет.
К 9 месяцам:
Коммуникация значительно улучшается. Многие дети уже могут сказать, что хотят писать. Они могут показать маме, что, несмотря на напоминание, сейчас у них нет такой потребности . Однако все равно многое зависит от того, напомнила ли мама о том, что сейчас то самое время. Промахи случаются нечасто. В этом возрасте многие мамы продолжают использовать подгузники ночью, но снимают их днем.
Именно к этому возрасту, согласно данным того же исследования, вьетнамские младенцы учатся полностью опустошать мочевой пузырь. В отличие от шведских детей, которые учатся этому только ближе к трем годам и родители которых начинают отказываться от подгузников значительно позже.
К 12 месяцам:
Дети часто, но не всегда говорят о своих потребностях. Если ребенок увлечен, то может не заметить своего желания пописать. Распознать потребности ребенка матерям продолжают помогать выражение лица и позы малыша. И в этом возрасте матери помогаю детям пописать, используя свистящий звук. В случае успеха дети выглядят довольными и гордыми. Некоторые мамы продолжают использовать памперсы на ночь, но никто днем. "Промахов» с практически не бывает.
К 18 месяцам:
Мамы продолжают напоминать детям от необходимости пописать, но учат детей самостоятельно контролировать процесс: убирают детский туалет с видного места, перестают помогать с тем, чтобы снять и надеть одежду. Количество «промахов» минимально. Многие дети уже полностью самостоятельно управляются со всем процессом.
К 24 месяцам
Дети считаются «большими» с точки зрения туалетных потребностей: осознают свою потребность, идут к туалету, снимают и надевают штанишки. Мамы уже не пытаются угадать потребности детей по знакам и не помогают им свистящим звуком. Однако часто детям нужна помощь с использованием туалетной бумаги. Мальчики к этому возрасту писают стоя. Даже ночью промахи случаются крайне редко: дети либо не испытывают потребности в мочеиспускании ночью либо просыпаются и просят маму помочь.
Интересный опыт, правда? Его смело можно брать за основу, если вы хотите приучить малыша контролировать туалетные потребности максимально естественно и рано.
Возможные проблемы при приучении к горшку
Ребенок боится горшка или «ходить» на него
Начну с этой проблемы, так как так было у меня самой с моим сыном. Я начала приучать его к горшку примерно в два года. Горшок пару месяцев стоял то в туалете, то в комнате, но ребенок ни в какую не хотел на него садиться. Хотя уже отчетливо понимал, что от него хотят – к тому моменту сын уже мог минимально выразить свои мысли. Но недостаточно хорошо, чтобы мы поняли истинную причину. Мы вместе выбрали еще один предмет обихода в форме машинки с музыкой, но садиться на него он отказывался. Обратите внимание, что лучше покупать вариант без музыки, мы купили музыкальный, чтобы хоть как - то решить проблему. Через неделю после покупки горшка-машинки ребенок, наконец , смог выразить, а мы смогли понять , что он боится делать свои дела на горшок .
Я решила замотивировать и успокоить кроху. Я предложила ему посмотреть мультик (мультики мы строго ограничиваем (почему - в отдельной статье, но ребенок , конечно, знал , что это такое и очень их любил). Он задумался. Захотел. Но все равно было страшно. И я предложила взять его за ручку и держать, пока он будет писать. Сработало! Пошел, пописал, бояться перестал. Посмотрел мультик. Пописал еще раз пять в тот же день. Уже без мультика.
Так что можете пользоваться этим лайфхаком. Мотивируйте тем, что ребенок любит – конфетой, мороженым и т.д. Только умоляю, не превращайте просмотр мультиков и поедание конфет на детском туалете в повседневную практику! Это неправильно и вредно.
Так что можете пользоваться этим лайфхаком. Мотивируйте тем, что ребенок любит – конфетой, мороженым и т.д. Только умоляю, не превращайте просмотр мультиков и поедание конфет на детском туалете в повседневную практику! Это неправильно и вредно.
Почему ребенок писает и какает, уже встав с горшка?
Это может быть признаком того, что ребенок не может расслабиться. Попробуйте почитать ему книжку. Если проблема не решается, отложите приучение на несколько недель.
Ребенок какает, но не писает на горшок
Некоторые дети учатся контролировать мочевой пузырь через несколько месяцев после того, как научились контролировать кишечник. Это нормальное поведение. Продолжайте хвалить малыша за то, что ему удалось покакать на горшок . И вскоре он научится и остальному.
Ребенок писает, но не какает на горшок
Убедитесь, что у дочери или сына нет запоров. Возможно, он испытывает болезненные ощущения и идти на горшок тем более отказывается.
Возможно, он или она боится процесса дефекации на горшок. Попробуйте посадить его на горшок в памперсе в тот момент, когда он какает. Когда малыш привыкнет, снимите памперс.
Также возможно, что малыш не умеет контролировать свой кишечник и нужно просто подождать и продолжать хвалить его за успешные «пописы». Такую ситуацию легко определить по тому, что ребенок, вроде как, не против покакать на горшок. Он не испытывает негатива по отношению к горшку . Но покакать туда у него не получается. А когда получается покакать, то не получается добежать. Наберитесь терпения, подлавливайте в моменте и усаживайте на нужное место. Все обязательно получится!
Возможно, он или она боится процесса дефекации на горшок. Попробуйте посадить его на горшок в памперсе в тот момент, когда он какает. Когда малыш привыкнет, снимите памперс.
Также возможно, что малыш не умеет контролировать свой кишечник и нужно просто подождать и продолжать хвалить его за успешные «пописы». Такую ситуацию легко определить по тому, что ребенок, вроде как, не против покакать на горшок. Он не испытывает негатива по отношению к горшку . Но покакать туда у него не получается. А когда получается покакать, то не получается добежать. Наберитесь терпения, подлавливайте в моменте и усаживайте на нужное место. Все обязательно получится!
Что если ребенок захочет в туалет на улице?
1. Чтобы свести количество таких ситуаций к минимуму, предлагайте сделать свои дела перед прогулкой.
2. Учите пользоваться горшком в теплое время года. Если ваш ребенок пописает в штанишки летом, ничего страшного не случится. А с точки зрения развития навыка это будет даже хорошо – еще один повод понять, что ходить в мокрых и грязных штанишках неприятно и лучше потерпеть до дома.
3. Можно приобрести складной горшок. Это удобно, особенно, если ребенок до двух лет и ему тяжело терпеть.
4. Кустики. Договоритесь о кодовом слове, например, «в туалет». Пусть скажет, когда потребуется помощь, а вы постараетесь найти кустики.
5. Подгузники. На начальном этапе обучения – почему бы и нет. Однако слишком долго не стоит злоупотреблять этим вариантом - это может затянуть процесс приучения.
Как и когда учить ребенка вытирать попу?
Учить малыша вытирать попу самому нужно после того, как он научился пользоваться горшком.
Начинать обучение стоит в период между двумя и тремя годами.
Для обучения лучше использовать влажную туалетную бумагу, чтобы у малыша с не возникало неприятных ощущений.
Начинать обучение стоит в период между двумя и тремя годами.
Для обучения лучше использовать влажную туалетную бумагу, чтобы у малыша с не возникало неприятных ощущений.
3 шага, чтобы научить малыша вытирать попу
1. Мама вытирает, ребенок помогает
Положите руку ребенка на свою руку и проделайте весь процесс. Девочкам попу вытирают в направлении спереди назад .
2. Ребенок вытирает, мама помогает
Дайте ребенку влажную салфетку, положите свою руку на его руку и направляйте ее своими движениями.
3. Ребенок сам
Дайте ребенку влажную салфетку и предложите ему сделать дело.
Объясните ребенку, что нужно проверять каждую салфетку. Если салфетка чистая, то попа вытерта хорошо, можно надевать трусики и штанишки.
Расскажите, что нужно мыть руки после того, как вытер попу. Реализуйте это на практике.
Будьте терпеливы, хвалите за успехи и спокойно говорите о неудачах.
Я постаралась рассказать максимум о то, как научить ребенка управляться со своими естественными потребностями. Какой бы путь вы не выбрали, главное – терпение и понимание того, что рано или поздно вы получите результат и он будет один – ребенок научится пользоваться горшком , туалетом и туалетной бумагой.
Исследования и обзоры, данные из которых использованы в данной статье:
Vietnamese mothers' experiences with potty training procedure for children from birth to 2 years of age. Duong TH, Jansson UB, Hellström AL
Urinary bladder control during the first 3 years of life in healthy children in Vietnam--a comparison study with Swedish children. Duong TH, Jansson UB, Holmdahl G, Sillén U, Hellström AL.
Другие полезные материалы о развитии детей раннего возраста читайте в базе знаний проекта САМА МАМА.
Онлайн занятия и готовые программы развития САМА МАМА для детей раннего возраста здесь.
Другие полезные материалы о развитии детей раннего возраста читайте в базе знаний проекта САМА МАМА.
Онлайн занятия и готовые программы развития САМА МАМА для детей раннего возраста здесь.
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО МАЛЫША. Чтобы прочитать, переходите по ссылкам!
8 сенсорных развивашек для развития мозга новорожденного
Как развивать малыша с рождения
План занятий с ребенком в возрасте 1 месяца
План занятий с ребенком в возрасте 2 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 3 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 4 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 5 месяцев
Развивающее занятие по методике Монтессори на кухне (0-4 года)
Как научить ребенка одеваться по методике Монтессори
Изучаем фигуры по методике Монтессори