База знаний

Как развивать ребенка в 4 месяца. Список развивающих занятий

До года Развивашки Речь
малыш на диване с игрушкой
Чем старше малыш, тем больше интереснее вы можете проводить время вместе. Смотрите список развивающих занятий для детей 4 месяцев в этой статье!
На пятом месяце малыш трудится все свободное от сна время, изучает движения, старается сесть, оторвать спину от кровати, оттолкнуться ногами, чтобы немного проползти, переворачивается и т.п. Он много двигается, с удовольствием общается и познает окружающий мир.

Общение для крохи становится самым важным и любимым занятием, он с наслаждением пищит, аукает, складывает губы в трубочку, улыбается. Он с удовольствием подпрыгивает на коленях взрослого, поддерживаемый подмышки, особенно если сопровождать игру ритмичными песенками или потешками.
веселый и довольный малыш лежит на животике

Игрушки для развития ребенка на пятом месяце жизни

Ребенок охотно и четко берет из рук взрослого игрушки. Если игрушка лежит неподалеку от него, он переводит взгляд с ладошки на игрушку, затем прицеливается и вожделенная игрушка уже у него в руках. Пока он еще хватает игрушки как обезьянка – всей ладошкой, противопоставив большой пальчик остальным (если он этого не делает, нужно помочь и поправить пальчики). Подкладывайте ребенку разные игрушки и предметы.
Уже в этом возрасте в вашем арсенале должны появиться образные игрушки, которые понадобятся и впоследствии: звери, птицы, машинки, человечки, ягодки, грибочки. Ребенок начнет знакомиться с этими привычными для нас образами. Мы уже замечаем, что малыш отдает предпочтение одним игрушкам перед другими, он дольше на них смотрит, пытается дотянуться до них, дольше держит в руке -- он их различает и делает свой выбор. Но пока еще ему трудно сконцентрироваться и задержать внимание на игрушке, если она выпала из рук.
Используйте игрушки, за которыми нужно следить глазами, например, скатывающийся шарик, спускающийся человечек, гимнаст, который вращается на турнике.

Развитие сенсорики, восприятия в 4 месяца

Научите ребенка трясти колечко с бубенчиками (погремушку), покажите малышу колечко, встряхните его, а затем осторожно разожмите пальчики ребенка и вложите ему кольцо между большим и четырьмя другими пальцами, встряхните, продолжая фиксировать своей рукой руку ребенка. Расскажите малышу: «Это звенят колокольчики – динь-динь!» Затем отпустите руку ребенка. Приготовьте еще одно кольцо другого цвета, вложите в другую руку ребенка, приговаривайте: «Это красные бубенчики звенят, а это синие бубенчики звенят!»
Подвесьте кольцо на ленту на высоте 10-15 см. над грудью ребенка или справа от него. Подведите кольцо, чтобы оно коснулось руки ребенка, поучите процессу хватания: медленно ведите руку малыша к кольцу, просуньте в него четыре пальца, помогите сжать и встряхнуть его. Такое же упражнение можно делать, когда ребенок находится в положении лежа на животе.
Подвесьте на низко натянутом шнуре (на уровне полусогнутых, поднятых вверх ручек ребенка) разные игрушки. Учите его хватать и бить по игрушкам.

На натянутую также резинку наденьте пустой стаканчик из-под йогурта или пластмассовый шарик или колечко, покажите, как можно смещать предметы вправо и влево.
грудной ребенок играет с игрушками
Когда ребенок лежит, вкладывайте в его руку небольшие предметы, разные по форме, весу, материалу (шарики, цилиндры, мягкие ягодки, пластмассовые грибочки и т.п.), называйте игрушки: «Это деревянный шарик, это цилиндр…».
Возьмите атласную ленту, длиной 20 см., и такой же шнурок с узелками, помогите ребенку ухватиться за ленту, держите ее вертикально, затем потяните – лента скользит в руках ребенка, он ощупывает ее гладкую поверхность. Повторите упражнение, держа ленту горизонтально. То же проделайте со шнурком, рассказывая: «Гладкий, с узелками».
Приготовьте для малыша карточки трех основных цветов (это может быть цветной картон) – показывайте ребенку, называя цвета – это желтый, это красный, это синий. Постепенно, вы сможете добавлять и другие цвета.
Можно также использовать, например, платочки разных цветов. С ними можно танцевать, четко называя цвета.
Сделайте для ребенка сенсорную корзину, в которой он сможет «копаться», доставайте ему оттуда различные предметы.
сенсорная корзина для малыша

Упражнения для развития крупной моторики ребенка в 4 месяца

Слегка усложните упражнение «Бокс». Вложите в руки ребенка игрушки или кольца. Движения делайте ритмично под ваше «Бокс-бокс» (можно вместо «бокс» считать «раз-два»), то быстро, то медленно. Таким образом вы развиваете также и чувство ритма.
Дайте малышу ваши большие пальцы, медленно и плавно разведите руки ребенка, поднимите их через стороны к голове и опустите вперед и вниз. Затем измените направление: вперед, вверх к голове, в стороны и вниз. Можете приговаривать:
Тяги-тяги-потягушечки,
На детинку подрастушечки.
Подрастай-ка, малышок,
Как пшеничный колосок!
(Подрастай-ка, девочка,
Как ивовая веточка!)
Или:
Ри-та-та, ри-та-та,
Рыба лучше, чем вода.
Рыба по суху не ходит,
Рыбе водушка нужна.

Как развивать речь и коммуникативные навыки ребенка в 4 месяца

С самого первого часа своей жизни ребенок буквально питается словами, жестами, ласками и улыбками взрослых. Это помогает ему определить свое место в семье и позднее начать строить свою речь. Начиная с этого месяца, добавьте к эмоциональности речи еще и простоту. Говорите с малышом внятно, членораздельно, договаривая все слова до конца, четко артикулируя, простыми, но полными предложениями, а не так, как мы разговариваем между собой, обрывая фразу, комкая окончание.
Начните использовать звукоподражания: «Как собачка лает?», - «Гав-гав», «Как машинка сигналит», - «би-би», «Как Миша ест?», - «ам-ам». Они просты и специально созданы для общения с детьми, а повторяющиеся слоги делают их доступными как для восприятия, так и для их артикулирования ребенком.
Кроме того, дублируйте обращение к ребенку, говорите о нем и о себе в третьем лице: «Аня пойдет к маме на ручки?», «Иди ко мне, Анечка».
Ребенок уже начинает отыскивать глазами те предметы и тех людей, которые называет мама, поэтому нужно показывать и называть предметы как можно больше. Возможен и первый диалог: вы показываете что-то малышу, называете, а потом спрашиваете о чем-то (например, «где же у нас зайчик?»), а малыш найдет его глазами.
Это слово из пассивного словарного запаса. Сначала накапливается пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок знает, понимает, может различать на слух (первые 50 слов ребенок понимает примерно на пять месяцев раньше, чем сможет их произносить). Это нетрудно заметить, задавая ему вопросы, разговаривая, наблюдая за реакцией. И кроха обязательно вас удивит. Своим огромным словарным запасом (пассивным). Сначала он «сможет» найти названный вами предмет глазами, потом за ним потянутся его ручки, и наконец, ребенок выполнит какое-то сложное действие или вашу команду. Покажет «глазки у зайчика», постучит в дверь, или поднимет ножку, чтобы засунуть ее в ботинок. Это понимание и станет вашей первой наградой за многомесячные разговоры «как будто бы с самим собой».
Переставляйте в предложении то слово, которое хотите выделить, разговаривая с ребенком, и произносите рядом разные формы: «Где наш папа?» «Вот папа наш пришел», «Пришел наш папа», «Правильно, папа», «Мы папу любим».
мама играет с малышом

Развитие музыкальности

Продолжайте знакомить малыша с музыкальными отрывками и звучанием разных музыкальных инструментов. В это время дети испытывают большое удовольствие от звуков металлофона, ксилофона, гитары, фортепиано. Малыш с лёгкостью позволит вам помочь поводить ручкой по ксилофону или металлофону, постучать палочкой по барабану, позвенеть колокольчиком и др. Не забывайте, что главный ориентир в таких занятиях для вас - это малыш, который всем своим видом покажет, что ему больше нравится, а что он вообще не собирается делать.

Другие полезные материалы о развитии детей раннего возраста читайте в базе знаний проекта САМА МАМА.

Онлайн занятия и готовые программы развития САМА МАМА для детей раннего возраста здесь.

Made on
Tilda