База знаний

Развивающее занятие по методике Монтессори на кухне

Развивашки До года 1-2 года 2-3 года
мама играет с малышом на кухне
Как провести занятие по системе Монтессори на кухне? Читайте и применяйте эти идеи для развития своего малыша!

Кухня — это огромная зона практической жизни для малыша. И чем раньше он ее освоит, тем проще будет вам и интересней ребенку.

Как организовать кухню по методике Монтессори

Даже для самого маленького ребенка, умеющего ползать по квартире и начинающего пробовать взрослую пищу, можно сделать удобное место на кухне. Для этого нужно освободить нижние полки в напольных шкафах или поставить индивидуальную полочку для малыша. Там вы поместите детскую посуду, столовые приборы, салфетки для сервировки, бумажные салфеточки и простые продукты — бананы, хлеб, печенье, - то, что ест малыш.
Тут же можно организовать сенсорную зону с сыпучими материалами – например, поднос с двумя плошками, в одной крупа – рис, пшено, чечевица, вторая пустая. Перед плошками положите ложку для пересыпания крупы из левой миски в правую. Покажите, как аккуратно пересыпать ложкой крупу. Если крупа просыпалась, то вместе уберите ее с пола веником и совком, а с подноса соберите пальчиками. Чистый поднос означает правильно выполненное упражнение.
Пусть у ребенка будет свой маленький уголок с его занятиями или просто коврик, который вы будете расстилать на время вашего совместного пребывания на кухне.
малыш играет с макаронами

Развивающие занятия по методике Монтессори на кухне

Ребенку полезно наблюдать за тем, как мама готовит, моет посуду, слушать звон посуды и шум воды.
Очень важно комментировать свои действия для малыша: “Я открыла кран с водой, смотри как льется вода, слышишь как она шумит. Вода течет из крана, она теплая, приятная и т.д.”
Можно устроить экскурсию для малыша в большой мир. Возьмите его на руки и покажите кухню с другого ракурса, расскажите о кастрюльках и сковородках, послушайте, как они звучат. “Смотри, какая у меня есть кастрюлька в шкафчике, хочешь, я дам ее тебе поиграть?”
Устройте малыша на коврике и дайте ему кастрюльку с крышкой, покажите, как крышку поднять, дайте ложку или половник и постучите тихонько по кастрюльке, называйте все предметы и проговаривайте действия. А теперь дайте еще одну кастрюлю, но другого размера. Покажите, как подбирать крышки, пусть малыш попробует сам. Маленькая крышка проваливается в большую кастрюлю, а большая слишком плохо сидит на маленькой. Пусть малыш постучит по кастрюлькам, отличается звук или нет? Стучим ГРОМКО, стучим Тихооооо. А теперь добавьте сковороду — кастрюля глубокая, а сковорода нет. Сравнивайте их по размеру.
малыш играет с кастрюлей и мукой
Это простое занятие с обычными предметами на кухне очень напоминает работу детей с классическим материалом Монтессори блоки цилиндров. Этот материал расположен в зоне сенсомоторного развития, но и для изучения математических понятий они так же подходят. Суть материала – ребенок вынимает цилиндры из отверстий и вставляет их обратно, но все цилиндры 4 блоков отличаются – в одном блоке все цилиндры одинакового диаметра, но разные по высоте, в другом – одинаковой высоты, но разного диаметра, в третьем – разные по диаметру и высоте от большего к меньшему, в четвертом – как и в прошлом, но размер меняется от меньшего к большему. Понятно, что самим такой материал нам не сделать, но кастрюли и другая посуда с крышками тоже подойдет и поможет наглядно показать понятия – большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий, ребенок сконцентрируется на этих понятиях и легко их усвоит через свои чувства.
Для детей постарше кастрюли и крышки тоже представляют интерес. Например, крышки можно использовать для рисования!

Есть чудесный материал в зоне развития речи по методике Монтессори – рамки и вкладыши — геометрические фигуры с маленькими ручками. Дети обводят рамку или вкладыш цветным карандашом на бумаге, а потом штрихуют или создают из разных фигур интересные орнаменты. Детям нравится оставлять такие красивые следы, они стараются еще и еще. Рука тренируется и крепнет, движения становятся увереннее и после таких упражнений детские рисунки становятся только красивее.

Возьмем разные крышки – от кастрюль, от сахарницы, от баночек для круп. Пусть они все будут разного диаметра, и будем учиться обводить, рисовать и создавать узоры. Можно использовать карандаши, можно и фломастеры, некоторым детям первого года они нравятся больше, так как оставляют более яркий след. Если есть ручка у крышки, то учите придерживать за нее, если нет, то просто прижимайте ее ладонью к бумаге.

Занятия для сенсорного развития ребенка на кухне. Развиваем обоняние!

Ароматные фрукты и специи! Для начала, просто будем все нюхать. Дайте малышу понюхать апельсин, спросите, нравится ли ему запах? А теперь понюхайте ванильное печенье, а это приятный аромат? Утром за завтраком понюхайте сливочное масло, какой приятный аромат. Если обращать внимание ребенка на запахи, то он станет более внимательным, будет все замечать и говорить о своих чувствах и ощущениях. Это очень важно и пригодится вам в общении спустя многие годы. Утончение чувств и разговоры об этом сделают ребенка менее скрытным в подростковый период и вы не потеряете ниточку связи в это сложное время.
мама и малыш выбирают фрукты
На кухне можно сделать интересное ароматное лото, в которое вы сможете играть и в комнате и где угодно. Для начала возьмем три запаха, потом можно будет усложниться, например – специи корица и ваниль, апельсиновая корочка. Подберите 6 пустых яичек от киндер сюрпризов одинакового цвета и размера. В 2 из них положите корки апельсина и закройте, в яичке сделайте отверстие шилом, что бы запах ощущался. В 2 других положите завернутую в бумажную салфетку (можно закрепить скотчем) корицу и в следующую пару так же ваниль. Во всех яичках сделайте дырочки и поставьте метки. Я на верхнюю часть поставила точки – 1 ваниль, апельсин и корица с синими точками, вторая – с красными для обозначения парности. На дне стоят метки-цифры, с помощью них можно проверить, правильно ли подобрана пара. Какие еще ароматы можно взять? Кофе (в зернах или молотый), чайная заварка, разные эфирные масла (в аптеке есть очень вкусные ароматы), мятная зубная паста, лепестки роз и других цветов, другие ароматные специи. Задача – подобрать пару.
ароматные специи в ложках

Обучение ребенка бытовым навыкам по методике Монтессори. Накрываем на стол

Важная часть жизни ребенка – это обучение самообслуживанию. На кухне это требуется как нигде. Научимся сервировать стол. Это очень легко сделать с помощью специальной салфетки – в центре ставится тарелка, справа от нее кладем ложку и нож (если используем), слева вилку, а над тарелкой ставим чашку или стакан с напитком.
Кроме этого на стол ребенок может поставить стаканчик с салфетками, кувшинчик с компотом и букетик цветов. Это может стать красивой традицией — цветы в выходной день на обеденном столе.
На завтрак можно поставить на стол масленку и нарезанный батон, будем учиться намазывать маслом хлеб. Масло лучше достать из холодильника заранее, что бы оно размягчилось Понадобится еще не острый нож. Слева ставим масленку, справа тарелку с кусочком булки. Перед ними кладем нож. Снимаем крышку с масленки, берем нож. Придерживаем левой рукой масленку, а правой отрезаем кусочек масла. Берем в левую руку кусочек булки и намазываем масло. Показываем все медленно, проговариваем действия. А теперь пусть ребенок сам попробует, не ругайте и не торопите его. После похвалите и вместе уберите со стола лишнее. Приятного аппетита!
После завтрака можно вместе приготовить обед – давайте сварим макароны!
А заодно можно поделать развивашки с макаронами. Сейчас такое разнообразие разных форм и цветов, что можно придумать разные интересные игры, развивающие мелкую моторику. Возьмем несколько сортов макарон и столько же чашечек или блюдо с ячейками и будем сортировать макаронные изделия по цвету или по форме.

А если у вас есть дуршлаг и длинные макаронины, то можно потренироваться вставлять их маленькое отверстие дуршлага. Это не так то и просто для маленьких пальчиков.

Развивающее занятие с соленым тестом

Можно приготовить самый простой рецепт соленого теста – мука : соль : вода — 1:1:0.5. можно для пластичности добавить немного растительного масла, для цвета – жидкого пищевого красителя, а для аромата – эфирное масло или ароматизатор.

Пока вы месите вместе тесто можно поиграть в пальчиковую игру:
ТЕСТО МНЕМ, МНЕМ, МНЕМ, (стучим кулачками по столу)
ТЕСТО ЖМЕМ, ЖМЕМ, ЖМЕМ, (сжимаем ладошки в кулачки и разжимаем их)
ПИРОГИ МЫ ИСПЕЧЕМ. (формируем ладошками пирожок)
Повторяйте эти слова, малыш легко их запомнит, и вы потом без теста сможете так играть.
А еще есть веселая песенка, которую многие малыши очень любят:
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка
Кушай, кушай, мамочка -
Вкусные два пряничка!
А ребяток приглашу,
Пирожками угощу.
ребенок делает фигурки из слоеного теста
Из соленого теста можно слепить массу интересных фигурок. Вместе выкладывайте изделия на противень, малыш будет носить их по одному с рабочего места к плите, а это упражнение в ловкости.
Выпекайте “угощение” в духовке или микроволновой печи, пеките не долго, смотрите, что бы тесто не пригорело.
После, покажите малышу, что духовка и противень горячие и для работы понадобятся прихватки. Аккуратно достаньте противень, остудите изделия и вместе с мышкой порадуйтесь хорошей работе!

Другие полезные материалы о развитии детей раннего возраста читайте в базе знаний проекта САМА МАМА.

Онлайн занятия и готовые программы развития САМА МАМА для детей раннего возраста здесь.

Made on
Tilda