Первый месяц не самый простой в жизни младенца и родителей. Нужно привыкнуть друг к другу, установить режим, наладить грудное вскармливание, научиться распознавать знаки малыша, ведь пока он может сообщать о своих желаниях лишь невербально или плачем.
Однако ни в коем случае не следует упускать это время в плане развития крохи. Это тот возраст, когда каждая капля внимания и развития ребенка дает в будущем прекрасные всходы в виде прочного фундамента для будущего успеха и способностей.
Вот основные правила, которые необходимо соблюдать для развития младенцев. Для развития ребенка необходимо стимулировать все сферы восприятия малыша! Что это значит? Обнимайте его, делайте массаж, обязательно разговаривайте и укачивайте, кормите грудью. Воздействуйте музыкой, цветом, вещами, которые можно увидеть и потрогать.
Как заниматься с новорожденным ребенком?
- Выбирайте подходящий момент! Общайтесь с младенцем, когда он полностью проснулся, но еще не занялся чем-то определенным, находится в состоянии спокойного наблюдения.
- Делайте все медленно, хвалите, подбадривайте ребенка!
- Повторяйте все упражнения много раз.
- Наблюдайте за реакцией ребенка, если ваша стимуляция переходит границы, он будет посылать тревожные сигналы, потеряет интерес или просто уснет.
- Учитывайте желания ребенка и его темперамент. Что-то обязательно будет нравиться ему больше другого, а что-то не очень.
На этапе новорожденности происходит очень активное образования нейронных связей, отвечающих за сенсорное развитие ребенка. Поэтому так важно стимулировать все типы восприятия малыша.
Наблюдаем за фонариком для развития зрительного восприятия ребенка
Возьмите неяркий фонарик или ночник (можно затенить его тканью или накрыть абажуром), носите ребенка вокруг источника света, затем положите ребенка и подносите фонарик то с одной стороны, то с другой, побуждая малыша поворачивать голову то в одну сторону, то в другую и следить глазами за светом. В комнате не должно быть слишком светло при этом.
Следим за игрушкой – развиваем внимание
Показывайте лежащему на спине ребенку игрушку. Держите ее на расстоянии 40-50 см. Перемещайте ее медленно вправо и влево, побуждая малыша следить за ней, можно слегка встряхивать игрушку. Игрушка не должна быть слишком большой (не более 10 см.).
Ищем источник звука для развития слухового восприятия
Возьмите колокольчик, металлофон или погремушку. Слева или справа на расстоянии 30-50 см. звените колокольчиком (погремушкой, фантиком от конфеты и т.д.). Звук должен быть приятным и не слишком громким. Когда ребенок начинает искать глазами источник звука, показывайте ему, что звучит и называйте: это колокольчик! Мои ручки и ножки «звучат». Привяжите небольшие бубенчики к ножке ребенка. Двигая ножками, он будит слышать, как они звучат.
Стимулируем обоняние новорожденного
У новорожденного отлично развито обоняние, он реагирует на запах маминого молока, познакомьте его и с другими запахами: дайте понюхать банан, яблоко, лимон и т.д., называя, что за фрукт (овощ и т.п.) так пахнет. Не следует предлагать сразу несколько запахов и избегайте химических или синтетических, искусственных запахов.
Стимулируем ручки ребенка
Начните разжимать кулачки ребенка, вкладывайте в руки погремушки с разными ручками (одна тонкая и длинная, другая толстая с пупырышками и т.п.), а также кусочки разных тканей: бархат, шелк, холстину и пр. Рассказывайте малышу: эта мягкая, гладкая, прохладная, эта шершавая, грубая и т.д.
Не забываем про физическое развитие новорожденного
Время от времени держите малыша вертикально и выкладывайте на живот на твердую поверхность. Он на несколько секунд удерживает голову, напрягает мышцы живота. Если положить его лицом вниз, он приподнимает и поворачивает голову, чтобы был доступ воздуха для носа.
Развитие речи и коммуникативных навыков ребенка
Не пренебрегайте желанием ребенка пообщаться с вами. Возьмите его на руки, ответьте улыбкой, погладьте, спойте песенку, поговорите с ним. Даже если пока вы заняты, расскажите, что вы сейчас доделаете свое дело, а потом подойдете к нему. В течение первого месяца у ребенка появляется реакция сосредоточения на речевое общение. Говорите с ним внятно, членораздельно, договаривая все слова до конца. Простыми, но полными предложениями, а не так, как мы разговариваем между собой, обрывая фразу, комкая окончание. В первые месяцы сделайте упор на эмоциональность.
Начните рассказывать ему детские стихи: «Идет бычок качается…», «Зайку бросила хозяйка» Барто и т.д.». Вы можете также рассказывать любые взрослые стихи, главное, делайте это эмоционально, выразительно и артистично. Используйте время, когда переодеваете ребенка, для общения: говорите с ним, рассказывайте, где у него ручки, где ножки, как мычит коровка: «Му-у-у», как лает собачка: «Ав-ав», как вы наденете шапочку на головку и пойдете с ним гулять и т.д.
Начните стимулировать «речевые точки» на ладошках: вкладывайте свои пальцы в ладони ребенка, массируйте ладошку и каждый пальчик (удобно это делать во время общего массажа или во время кормления, меняете грудь (руку) – поменяйте ручку, очень удобно, ни одну ладошку не забудете, причем поприветствуете ее несколько раз в день).
Начните рассказывать ему детские стихи: «Идет бычок качается…», «Зайку бросила хозяйка» Барто и т.д.». Вы можете также рассказывать любые взрослые стихи, главное, делайте это эмоционально, выразительно и артистично. Используйте время, когда переодеваете ребенка, для общения: говорите с ним, рассказывайте, где у него ручки, где ножки, как мычит коровка: «Му-у-у», как лает собачка: «Ав-ав», как вы наденете шапочку на головку и пойдете с ним гулять и т.д.
Начните стимулировать «речевые точки» на ладошках: вкладывайте свои пальцы в ладони ребенка, массируйте ладошку и каждый пальчик (удобно это делать во время общего массажа или во время кормления, меняете грудь (руку) – поменяйте ручку, очень удобно, ни одну ладошку не забудете, причем поприветствуете ее несколько раз в день).
Какую музыку поставить новорожденному
Слушайте музыку. Большинство младенцев любят классическую музыку или медленные джазовые композиции. Избегайте только таких произведений, в которых бушуют взрослые страсти: любовь, ревность, ненависть, или присутствует смерть. Дети считывают их прекрасно и могут тревожиться, плакать и т.д. Для них это слишком серьезные испытания. Лучше поставьте вальс, медленную сонату или «Детский альбом» Чайковского. Прекрасно подойдут Вивальди, Шопен, Моцарт. Держите ребенка на руках во время «концерта», покачивайтесь в такт музыке или легонько отхлопывайте ритм по ножке или попке малыша. Потанцуйте вместе с ребенком под музыку, которая вам нравится. Пойте малышу простенькие песенки: и колыбельные.
ПЕТУШОК (песенка для новорожденного)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Когда поете малышу простенькие песенки, отхлопывайте ритм по ножке или спинке. Танцуйте и кружитесь вместе под музыку. Если песенка про ножки, то «шагайте» ножками. Если про ручки и пальчики, касайтесь пальчиков. Касайтесь разных частей тела, когда поете про них, это помогает ребенку очерчивать собственные границы. Главное, старайтесь подключить тело ребенка, опереться на его кинестетическое восприятие.
Слушать ему еще нужно учиться. Быстрый музыкальный отрывок может сменяться медленным, также и в речи: мы можем рассказывать что-то быстро, взахлеб, а затем что-то скажем медленно. Очень полезно слушать чередующиеся по темпу отрывки. Можно придумать игру, например, под быструю музыку бегать с малышом на руках быстро, а под медленную – медленно.
Колыбельные чрезвычайно важны. Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке песни, вкушает чувство уверенности от бед. Ласковое обращение к малышу словами колыбельной помогает удовлетворить его потребности в общении с любящим и заботливым взрослым, рождая ответное чувство привязанности и любви к родному человеку. Через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке, колыбельные помогают формировать базовое доверие к миру.
Колыбельные чрезвычайно важны. Слушая колыбельные песни, ребенок как бы купается в ласке песни, вкушает чувство уверенности от бед. Ласковое обращение к малышу словами колыбельной помогает удовлетворить его потребности в общении с любящим и заботливым взрослым, рождая ответное чувство привязанности и любви к родному человеку. Через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке, колыбельные помогают формировать базовое доверие к миру.
ПРИМЕР КОЛЫБЕЛЬНОЙ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННОГО
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
Придет серенький волчок и ухватит за бочок
Он ухватит за бочок и потащит во лесок
И потащит во лесок, под ракитовый кусток
К нам, волчок, не ходи, нашу Машу не буди
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
Придет серенький волчок и ухватит за бочок
Он ухватит за бочок и потащит во лесок
И утащит во лесок, под малиновый кусток
А малинка упадет, прямо Катеньке в роток
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
Придет серенький волчок и ухватит за бочок
Он ухватит за бочок и потащит во лесок
И потащит во лесок. Под осиновый кусток
Ты к нам, волчик, не ходи, нашу Машу не буди
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
Придет серенький волчок и ухватит за бочок
Он ухватит за бочок и потащит во лесок
А там бабушка живет и калачики печет
И детишкам продает, а Ванюше так дает
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО МАЛЫША. Чтобы прочитать, переходите по ссылкам!
Как приучить ребенка к горшку по науке
8 сенсорных развивашек для развития мозга новорожденного
Как развивать малыша с рождения
План занятий с ребенком в возрасте 1 месяца
План занятий с ребенком в возрасте 2 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 3 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 4 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 5 месяцев
Развивающее занятие по методике Монтессори на кухне (0-4 года)
Как научить ребенка одеваться по методике Монтессори
Изучаем фигуры по методике Монтессори