Пальчиковые игры стимулируют развитие речи сразу по нескольким причинам.
Во-первых, они способствуют развитию мелкой моторики. А центры мелкой моторики и речи в головном мозге находятся рядом, поэтому одно стимулирует развитие другого.
Во-вторых, они способствуют развитию отобразительной деятельности и жестов. А жесты - это тоже часть речи. Часто сначала появляется жест, а потом слово.
В-третьих, пальчиковые гимнастики имеют стихотворную форму. Неоднократное повторение ведет к тому, что ребенок запоминает словесные конструкции и пытается их повторить.
Наша-то Катюша умная была, (показываем большой палец, остальные сжаты в кулак)
В комнате работу всем зверям дала:
Чашечку собачка моет язычком, (левая ладонь – чашечка, гладим по ней тыльной стороной правой руки «от себя»)
Мышка собирает крошки под столом, (щипаем пальцами правой руки ладонь левой)
Кошка коготками лавочку скребет, (скребем согнутыми пальцами правой руки по ладони левой)
Курочка рябая пол крылом метет. («метем» ребром правой рукой как веником по левой)
Катя варит кашу для зверят своих. (указательным пальцем правой руки делаем круговые движения по левой)
Кашки наварила, с ложки кормит их. (зачерпываем кашку из одной руки, как из кастрюльки, протягиваем вперед)
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
— На двери висит замок.
— Кто его открыть бы мог?
— Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
— Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
— Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
— И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Вышла курочка гулять
(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).
— Рыбки плавали, ныряли
— В чистой тепленькой воде.
(Делаем руками движения, как будто рыбки плавают)
— То сожмутся,
(Крепко сжимаем ладошку)
— Разожмутся,
(Изо всех сил растопырьте пальчики в стороны)
— То зароются в песке.
(Опять сделайте "рыбку" и ладошками "копайте песок"
Ладушки-ладушки
(похлопать в ладоши)
Испекли оладушки,
(имитировать печение пирожков)
На окно поставили,
(показать)
Остывать заставили,
(подуть)
А остынут — поедим
(имитировать еду)
И воробушкам дадим.
(имитировать бросание)
Ши — полетели, на головку сели!
(махнуть руками и показать на голову)
Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу.
Растет цветок, поднимается (выпрямляем пальцы)
Лепестки его раскрываются (ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше)
Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверхвниз)
Мы капустку солим-солим, (поочередное поглаживание подушечек пальцев )
Мы капустку трем-трем, (потирать кулачок о кулачек ). Тереть не кулачки, а ладошки???
Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки. )
Тихий-тихий-тихий дождик, (постукиваем кончиками пальцев по столу или по коленкам)
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильней, сильней, сильнее дождик. (постукиваем ладошками по столу или по коленкам)
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильный-сильный ливень! (сильно стучим ладонями по столу или по коленкам)
Гром! (хлопаем в ладоши)
В небе молния блестит! (поднимаем обе руки вверх)
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО МАЛЫША. Чтобы прочитать, переходите по ссылкам!
Как приучить ребенка к горшку по науке
8 сенсорных развивашек для развития мозга новорожденного
Как развивать малыша с рождения
План занятий с ребенком в возрасте 1 месяца
План занятий с ребенком в возрасте 2 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 3 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 4 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 5 месяцев
Развивающее занятие по методике Монтессори на кухне (0-4 года)
Как научить ребенка одеваться по методике Монтессори
Изучаем фигуры по методике Монтессори