Кто "автор" скачков развития?
Теория "скачков развития" основана на книге "The Wonder Weeks: How to Turn Your Baby's 8 Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward" (Капризничает? Значит развивается!) доктора Хетти Вандерейта (Hetty van de Rijt) и профессора Франса Плоя (Frans Plooij). В этой книге они описывают концепцию "скачков развития" у младенцев и рассматривают фазы в развитии ребенка, в течение которых происходят значительные изменения в его психическом и эмоциональном состоянии, а также в его поведении.
В книге авторы описывают 10 предсказуемых "скачков" в когнитивном развитии ребенка в течение первых двух лет его жизни, привязанных к определенным возрастам (неделям). Они объясняют, какие навыки и способности приобретает ребенок на каждом этапе, а также какие изменения в его поведении и эмоциях могут проявиться во время этих периодов. Книга предлагает родителям понимание того, что происходит с их ребенком во время этих "скачков" и как они могут поддержать его в процессе развития.
В книге авторы описывают 10 предсказуемых "скачков" в когнитивном развитии ребенка в течение первых двух лет его жизни, привязанных к определенным возрастам (неделям). Они объясняют, какие навыки и способности приобретает ребенок на каждом этапе, а также какие изменения в его поведении и эмоциях могут проявиться во время этих периодов. Книга предлагает родителям понимание того, что происходит с их ребенком во время этих "скачков" и как они могут поддержать его в процессе развития.

Скачки развития у приматов

Франс Плой изначально известен своими исследованиями поведения приматов, но его интерес к аналогиям между поведением приматов и человеческим развитием привел его к изучению развития детей. Плой обратил внимание на параллели между наблюдаемыми в приматском мире стадиями развития и теми этапами, которые проходят дети в своем развитии. Он начал проводить исследования, чтобы выяснить, существуют ли аналогичные "скачки" в развитии у детей, как это наблюдается у приматов.
Основываясь на своем опыте в изучении социального поведения и когнитивных способностей приматов, Плой предположил, что существуют определенные периоды в развитии детей, когда они приобретают новые навыки и способности внезапно, как бы "скачком". Он разработал теорию "скачков развития", в которой выделял определенные этапы развития, во время которых дети осваивают новые навыки и умения. Эти "скачки" могут проявляться в изменениях в поведении, эмоциональных реакциях и когнитивных способностях.
Исследования и наблюдения Плоя позволили ему выделить несколько ключевых этапов в развитии детей, которые соответствуют "скачкам" в их психическом и эмоциональном развитии. Его работа привлекла внимание родителей, педагогов и психологов, которые стали использовать его теорию для понимания и поддержки развития детей.
Таким образом, Франс Плой перешел от изучения приматов к теории "скачков развития" у детей, используя свой опыт и знания в области поведенческой и когнитивной науки для анализа и объяснения детского развития.
Основываясь на своем опыте в изучении социального поведения и когнитивных способностей приматов, Плой предположил, что существуют определенные периоды в развитии детей, когда они приобретают новые навыки и способности внезапно, как бы "скачком". Он разработал теорию "скачков развития", в которой выделял определенные этапы развития, во время которых дети осваивают новые навыки и умения. Эти "скачки" могут проявляться в изменениях в поведении, эмоциональных реакциях и когнитивных способностях.
Исследования и наблюдения Плоя позволили ему выделить несколько ключевых этапов в развитии детей, которые соответствуют "скачкам" в их психическом и эмоциональном развитии. Его работа привлекла внимание родителей, педагогов и психологов, которые стали использовать его теорию для понимания и поддержки развития детей.
Таким образом, Франс Плой перешел от изучения приматов к теории "скачков развития" у детей, используя свой опыт и знания в области поведенческой и когнитивной науки для анализа и объяснения детского развития.
Почему теория скачков роста – миф
Исследования Франса Плоя, на которых основана его теория о "скачках развития" у детей, вызвали серьезные споры.
Изначально, первоначальное исследование Плоя было основано на опросе матерей 15 младенцев, которые периодически проявляли повышенную капризность. Однако последующее исследование его бывшего аспиранта, проведенное на 28 младенцах с измерением уровня стресса на биологическом уровне, а не на данных опроса, не обнаружило никакого предсказуемого уровня стресса. Третье исследование, проведенное на 18 младенцах, также нашло влияние на капризность, но опять же на основе отчетов матерей. Ни одно из этих исследований не показало доказательств того, что периоды капризности связаны с изменениями в когнитивном развитии, ключевом компоненте теории.
Последующее исследование, проведенное докторантом Франса Плоя, Каролиной де Веерт, проверило утверждения из книги. Она тестировала как поведение, так и уровни кортизола и не обнаружила никаких доказательств того, что скачки в развитии сопровождаются увеличением капризности или повышением уровня кортизола, хотя это может быть связано с недостаточным объемом выборки. Согласно де Веерт, Франс Плой пытался оказать давление на нее, чтобы она не публиковала свое исследование. По всей видимости, этот конфликт к уходу Плоя из академической сферы.
Таким образом, хотя теория скачков развития у детей, предложенная Франсом Плоем и его коллегами, привлекла внимание и получила широкое распространение, она также вызвала споры и критику, особенно в свете результатов последующих исследований, которые не подтвердили ее основные предположения.
Поэтому скачки развития – это миф!
Изначально, первоначальное исследование Плоя было основано на опросе матерей 15 младенцев, которые периодически проявляли повышенную капризность. Однако последующее исследование его бывшего аспиранта, проведенное на 28 младенцах с измерением уровня стресса на биологическом уровне, а не на данных опроса, не обнаружило никакого предсказуемого уровня стресса. Третье исследование, проведенное на 18 младенцах, также нашло влияние на капризность, но опять же на основе отчетов матерей. Ни одно из этих исследований не показало доказательств того, что периоды капризности связаны с изменениями в когнитивном развитии, ключевом компоненте теории.
Последующее исследование, проведенное докторантом Франса Плоя, Каролиной де Веерт, проверило утверждения из книги. Она тестировала как поведение, так и уровни кортизола и не обнаружила никаких доказательств того, что скачки в развитии сопровождаются увеличением капризности или повышением уровня кортизола, хотя это может быть связано с недостаточным объемом выборки. Согласно де Веерт, Франс Плой пытался оказать давление на нее, чтобы она не публиковала свое исследование. По всей видимости, этот конфликт к уходу Плоя из академической сферы.
Таким образом, хотя теория скачков развития у детей, предложенная Франсом Плоем и его коллегами, привлекла внимание и получила широкое распространение, она также вызвала споры и критику, особенно в свете результатов последующих исследований, которые не подтвердили ее основные предположения.
Поэтому скачки развития – это миф!
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО МАЛЫША. Чтобы прочитать, переходите по ссылкам!
Как приучить ребенка к горшку по науке
8 сенсорных развивашек для развития мозга новорожденного
Как развивать малыша с рождения
План занятий с ребенком в возрасте 1 месяца
План занятий с ребенком в возрасте 2 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 3 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 4 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 5 месяцев
Развивающее занятие по методике Монтессори на кухне (0-4 года)
Как научить ребенка одеваться по методике Монтессори
Изучаем фигуры по методике Монтессори
Другие полезные материалы о развитии детей раннего возраста читайте в базе знаний проекта САМА МАМА.
Онлайн занятия и готовые программы развития САМА МАМА для детей раннего возраста здесь.
Онлайн занятия и готовые программы развития САМА МАМА для детей раннего возраста здесь.