База знаний

Как научить ребенка одеваться по методике Монтессори

2023-09-06 11:14 Развивашки До года 1-2 года 2-3 года Философия развития
Умение одеваться самостоятельно также один из важнейших навыков в жизни ребенка, да и родителей тоже. Здесь маме нужно набраться терпения и быть методичной в своих требованиях. Если вы куда-то собираетесь пойти к определенному времени, то начните сборы заранее и не начинайте одевать ребенка самостоятельно. Этот промах может потом дорого обойтись и желания одеваться самостоятельно может больше и не появиться.
Будет идеально, если у ребенка будет свой шкаф с вешалками и комод. Одежды должно быть немного, чтобы ребенку несложно было выбрать самому, что надеть. Например, вешалка с теплой кофтой и с легкой кофтой. В комод положите в отдельный мешочек носочки, в другой трусики — можно на мешочки сделать аппликации с соответствующим содержимым. Аккуратно положите стопочку футболок, штанишек. На ящик снаружи можно приклеить карточки с изображением и названием предметов одежды на первое время, чтобы было легче запомнить и дополнительно простимулировать интуитивное чтение.
Интуитивное чтение - это понятие означает, что ребенок читает не осмысленно, а «читает» интуитивно. Для этого Мария Монтессори придумала такой материал — карточки с изображением и подписью — это контрольные карточки, карточки только с изображение и карточки только со словом. Обычно набор карточек состоит из предметов, которые можно объединить одним понятием — например, птицы, цветы и др. Утончая зрение, ребенок сопоставляет картинку и слово. И происходит следующий процесс — ребенок видит картинку, ребенок видит слово и слышит название изображения, эти три стимула ассоциируются и запоминаются в сознании, а спустя какое то время анализируются, и делается вывод. Этот материал служит не столько для обучения чтению, сколько для пополнения словарного запаса и тренировке зрительной памяти.
Для изучения и повторения названий предметов одежды распечатайте карточки (приклейте карточки на картон и после просушки под прессом вырежьте, если распечатать карточки в двойном экземпляре, и у парных карт отрезать слова, то получатся трехсоставные карточки для чтения).
Скачать карточки можно по ссылке.
После тренировки с карточками, давайте поиграем с настоящей одеждой.

Учим малыша сортировать одежду на зимнюю и летнюю

Приготовьте зимнюю одежду — зимнюю шапку, куртку или шубку, валенки, теплые штанишки — и летнюю — панамку, шорты, майку, сандалии. Сложите все это в одну кучу. Вместе с ребенком рассмотрите все предметы, назовите каждый и подумайте, в какое время года носят тот или иной предмет. Разделите одежду на 2 части.
Вдруг подул сильный ветер, начался ураган и опять спутал всю одежду (подуйте вместе).
А еще и гостей принес!!! Белый мишка и бурый мишка! Оказывается это была их одежда и они ее потеряли. Давайте поможем им. Белый мишка живет на Северном полюсе, если есть карта или глобус, то найдите дом мишки вместе. А бурого принесло ветром из леса средней полосы. Зимой он спит и зимняя одежда ему не нужна, а летом он любит одеть панамку и прогуляться. Малыш поможет мишкам и повторит упражнение. Уберите все вещи на место вместе.

Сортируем носочки

Приготовьте разные носки, можно отличающиеся по цвету, а можно и по размеру. Маленькие для малыша мишутки, средние для мамы, а большие, наверное, папины. Подберите вместе правильно пары.

Собираемся на прогулку с малышом по системе Монтессори

А какое время года у нас за окном? Давайте соберемся на улицу и погуляем. Но непослушные ножки никак не хотят попадать в штанишки, а если это не ножки, а два скоростных поезда, то в тоннели-штанишки они въедут гораздо быстрее, а ручки самолетики быстро влетят в воздушные тоннели! И эта игра не скоро надоест, если вы будете вместе гудеть как паровозы и жужжать как самолеты.
Перед выходом осталось надень ботиночки. И тут есть возможность повторить, где право, а где лево. Можно просто проговаривать это в процессе сборов, а можно взять коробочный картон и обвести ножки малыша в ботиночках и подписать — правая нога и левая нога ( для интуитивного чтения). И пока вы одеваетесь сами, говорите малышу: -“ Поставь правую ножку на след, а теперь левую.”
Одеваясь в другой раз можно прочитать “одевальное” стихотворение:
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!
На прогулке обращайте внимание на одежду людей, давайте искать людей в шапках, или в шубах, или в красных куртках. Эта игра поможет вам весело погулять и развить внимательность, повторить названия цветов и предметов одежды.
Вернувшись домой, дайте малышу самому раздеться, хотя бы снять варежки или расстегнуть молнию на куртке. Ведь в одежде еще одна трудность - застежки.

Учимся пользоваться застежками по системе Монтессори

Приготовьте большую корзину или ящик, в который сложите детскую одежду с разными застежками. Кофта с молнией, рубашка с крупными пуговицами, ботиночки с липучками, ремень с пластиковой защелкой. Чем больше будет разных видов пуговиц, тем лучше. Можно одевать эту одежду на себя, а можно нарядить любимую куклу или плюшевого мишку. На нем гораздо удобнее тренироваться, чем на себе.
У Монтессори есть специальные тренажеры-рамки с разными видами застежек — пуговицы, шнурки, кнопки, крючки, ремни и пряжки, банты, молния, английские булавки. Они представляют из себя рамы, на которые натянуты 2 куска ткани с застежками. Детям предлагают застегивать и расстегивать их, тренируя пальчики.
Вы можете сделать такие рамки самостоятельно. Это очень просто, возьмем обычные пяльцы для вышивания и старую одежду, например блузку. Вставляем блузку в раму, затягиваем и тренажер готов! Внутрь можно прятать маленькую игрушку и расстегивая пуговки искать ее. А если вырезать из картона ежика и подобрать для него прищепки, то получится двойная польза от упражнения. Спасем ежика из заточения под пуговками и вернем ему иголки-прищепки, которые забрала злая колдунья.
А для тренировки в работе со шнурками сделаем необычный тренажер — возьмем лист плотного коробочного картона, обведем детские ботиночки фломастером, проделаем шилом или ножницами отверстия для шнурков и веселый тренажер для шнурования и завязывания шнурков готов!
Как говорила Монтессори, эти упражнения готовят руку к письму, тренируют ловкость и аккуратность, координируют движения и концентрируют внимание. Все это очень важно для дальнейшего обучения.

Развиваем сенсорику, восприятие по методике Монтессори

Для сенсорной зоны и развития тактильного навыка сделаем простое ТАКТИЛЬНОЕ ЛОТО ИЗ ТКАНИ — можно просто подобрать разные парные кусочки ткани, подогнать их под один размер и играть, подбирая пары. Ткани лучше взять разные — гладкий и холодный шелк, тонкий шершавый хлопок, вязаные квадратики разной фактуры, плотную теплую шерсть, кусочки меха и другие, какие найдете. Щупайте их, мните, определяйте толщину, плотность, температуру, проговорите цвет, название ткани. Положите все эти отрезы в одну корзинку или коробочку и поставьте в доступное для ребенка место.
Такие корзинки с тканями, природными материалами — шишками, желудями, орехами, веточками – в доступных местах для ребенка, помогут вам вместе научиться фантазировать. Сейчас у детей есть различные игрушки, дети мало фантазируют, так как все у них есть. А природные материалы могут быть заменой настоящих, например, палочка может быть и ложкой, и волшебной палочкой и молотком.

Творческое развитие на тему одежды по методике Монтессори

Сделаем 2 шапки из картона, которые понадобятся нам для игры. Просто вырезаем контур шапки например с помпоном и раскрашиваем вместе. Если вы заранее на белом фоне сделаете узоры белым восковым мелком, а ребенок будет раскрашивать акварельной краской, то его удивит сюрприз — на шапке проявятся ваши узоры!
После просушки возьмите по шапке, вы будете говорить: ” Шапка на…. Голове”, — и прикладывать ее к голове, малыш повторяет за вами. После игры с разными частями тела, начните путать ребенка и, говоря шапка на колене, прикладывайте ее к носу. Ребенок должен подловить вас и не повторить действие за вами. Так вы легко выучите названия всех частей тела и потренируетесь во внимательности.

Другие полезные материалы о развитии детей раннего возраста читайте в базе знаний проекта САМА МАМА.

Онлайн занятия и готовые программы развития САМА МАМА для детей раннего возраста здесь.