Во сколько начинать? Чтобы не слишком рано и не слишком поздно.… Как возраст и метод приучения влияет на здоровье и когнитивное развитие малыша? Правда, что мозг ребенка до полутора "не созрел", чтобы контролировать свои потребности? Что говорит наука?
Есть два подхода.
Первый подход – «западный», или "современный". Его выводы основываются на исследованиях по большей части европейских и американских детей, тех, чьи родители могут позволить себе одноразовые подгузники, заняты массой вещей помимо ребенка и привыкли к комфорту. Суть в том, чтобы дождаться максимальной готовности ребенка и быстро (но достаточно поздно) приучить его к горшку. Обучение начинают, когда ребенку исполнится от 18 до 30 месяцев.
Плюсы "западного" подхода:
- У родителей уйдет меньше времени и сил на приучение;
- Не нужно тратить силы на отслеживание потребностей малыша в мочеиспускании и испражнении в младенчестве (мама и без того часто измотана морально и физически в этот период);
- Меньше времени на стирку;
- Можно потратить освободившееся время на прогулки, общение с ребенком на другие содержательные темы, восполнение ресурса мамы.
Второй подход – «традиционный», менее распространенный, но тоже многим знакомый. Говорит о нем наше старшее поколение и поклонники «естественного» материнства. Этот подход распространен в обществах, где подгузники не так доступны или их не принято много и долго использовать. Идея в том, чтобы помочь ребенку максимально рано осознать и научиться контролировать свои потребности.
Плюсы "традиционного" подхода:
- Ваш ребенок раньше научится контролировать свои естественные потребности и вы «снимете с себя» эту проблему;
- Экономия на подгузниках;
- Больше поводов для конструктивного общения с мамой – стимулирует навыки коммуникации, речи;
- Раньше развиваются системы, ответственные за контроль естественных потребностей
Каким должен быть первый горшок?
- Устойчивый, лучше с нескользящим покрытием снизу
- Со спинкой
- С вынимающейся чашей, которую легко мыть
- Не музыкальный, так как кроха может испугаться музыки. А еще музыка может вызвать неправильные ассоциации.
Как приучить ребенка к горшку на примере вьетнамских матерей?
Новорожденные:
Матери учатся считывать признаки того, что ребенок хочет «в туалет». Это жесты, выражение лица. Они замечают, что малыши часто плачут и дергают ножками перед тем, как помочиться, а после выглядят расслабленными и счастливыми. По традиции, и чтобы стимулировать малыша пописать (еще до начала процесса и во время), мамы издают свистящий звук. Матери держат их над горшком или в саду. В этом возрасте далеко не всегда процесс заканчивается успехом.
К 3 месяцам:
Матери лучше понимают потребности детей. Но все равно процесс высаживания часто заканчивается неудачей. Матерям сложно определить потребности малыша, если он одет. Поэтому в плохую погоду дела идет хуже. Многие мамы надевают памперсы на сон.
К 6 месяцам:
Мамы чувствуют, что ребенок понимает, что от него хотят, и процесс в большинстве случаев дело заканчивается успехом. Успех зависит от того, насколько занята мама – если мама вовремя не напомнит про то, что нужно пописать, то малыш пописает, куда хочет и когда хочет. В этом возрасте мамам также сложно точно угадать потребности ребенка, если он одет.
К 9 месяцам:
Коммуникация значительно улучшается. Многие дети уже могут сказать, что хотят писать. Они могут показать маме, что, несмотря на напоминание, сейчас у них нет такой потребности . Однако все равно многое зависит от того, напомнила ли мама о том, что сейчас то самое время. Промахи случаются нечасто. В этом возрасте многие мамы продолжают использовать подгузники ночью, но снимают их днем.
Именно к этому возрасту, согласно данным того же исследования, вьетнамские младенцы учатся полностью опустошать мочевой пузырь. В отличие от шведских детей, которые учатся этому только ближе к трем годам и родители которых начинают отказываться от подгузников значительно позже.
К 12 месяцам:
Дети часто, но не всегда говорят о своих потребностях. Если ребенок увлечен, то может не заметить своего желания пописать. Распознать потребности ребенка матерям продолжают помогать выражение лица и позы малыша. И в этом возрасте матери помогаю детям пописать, используя свистящий звук. В случае успеха дети выглядят довольными и гордыми. Некоторые мамы продолжают использовать памперсы на ночь, но никто днем. "Промахов» с практически не бывает.
К 18 месяцам:
Мамы продолжают напоминать детям от необходимости пописать, но учат детей самостоятельно контролировать процесс: убирают детский туалет с видного места, перестают помогать с тем, чтобы снять и надеть одежду. Количество «промахов» минимально. Многие дети уже полностью самостоятельно управляются со всем процессом.
К 24 месяцам
Дети считаются «большими» с точки зрения туалетных потребностей: осознают свою потребность, идут к туалету, снимают и надевают штанишки. Мамы уже не пытаются угадать потребности детей по знакам и не помогают им свистящим звуком. Однако часто детям нужна помощь с использованием туалетной бумаги. Мальчики к этому возрасту писают стоя. Даже ночью промахи случаются крайне редко: дети либо не испытывают потребности в мочеиспускании ночью либо просыпаются и просят маму помочь.
1. Чтобы свести количество таких ситуаций к минимуму, предлагайте сделать свои дела перед прогулкой.
2. Учите пользоваться горшком в теплое время года. Если ваш ребенок пописает в штанишки летом, ничего страшного не случится. А с точки зрения развития навыка это будет даже хорошо – еще один повод понять, что ходить в мокрых и грязных штанишках неприятно и лучше потерпеть до дома.
3. Можно приобрести складной горшок. Это удобно, особенно, если ребенок до двух лет и ему тяжело терпеть.
4. Кустики. Договоритесь о кодовом слове, например, «в туалет». Пусть скажет, когда потребуется помощь, а вы постараетесь найти кустики.
5. Подгузники. На начальном этапе обучения – почему бы и нет. Однако слишком долго не стоит злоупотреблять этим вариантом - это может затянуть процесс приучения.
3 шага, чтобы научить малыша вытирать попу
1. Мама вытирает, ребенок помогает
Положите руку ребенка на свою руку и проделайте весь процесс. Девочкам попу вытирают в направлении спереди назад .
2. Ребенок вытирает, мама помогает
Дайте ребенку влажную салфетку, положите свою руку на его руку и направляйте ее своими движениями.
3. Ребенок сам
Дайте ребенку влажную салфетку и предложите ему сделать дело.
Объясните ребенку, что нужно проверять каждую салфетку. Если салфетка чистая, то попа вытерта хорошо, можно надевать трусики и штанишки.
Расскажите, что нужно мыть руки после того, как вытер попу. Реализуйте это на практике.
Будьте терпеливы, хвалите за успехи и спокойно говорите о неудачах.
ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО МАЛЫША. Чтобы прочитать, переходите по ссылкам!
8 сенсорных развивашек для развития мозга новорожденного
Как развивать малыша с рождения
План занятий с ребенком в возрасте 1 месяца
План занятий с ребенком в возрасте 2 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 3 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 4 месяцев
План занятий с ребенком в возрасте 5 месяцев
Развивающее занятие по методике Монтессори на кухне (0-4 года)
Как научить ребенка одеваться по методике Монтессори
Изучаем фигуры по методике Монтессори